| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.3.4 Первитская Алёна Михайловна Колегова Ирина Андреевна
Аннотация Ключевые слова: эмоциональное выгорание, копинг-стратегии, педагоги. ---------------- Alyona M. Pervitskaya Irina A. Kolegova
Abstract Key words: emotional burnout, coping strategies, educators. ---------------- В современной психологии и педагогике уделяется огромное внимание эмоциональному выгоранию педагогов.Согласно исследованиям, которые проводили В. В. Бойко, И. В. Вачков, Н.Е. Водопьянова, В. Е. Орёл [1-4], выгорание является длительным процессом исчерпывания ресурсов индивидуума без возможности их адекватного восстановления.В соответствии с моделью К. Маслач, выгорание является ответной реакцией на профессиональные стрессы и состоит из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений [5]. В. В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжение, резистенция, истощение [1]. Ежедневные стрессовые ситуации в работе учителя приводят к появлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию к стрессу. С.Хобфолл рассматривает преодолевающее поведение как совокупность когнитивно-поведенческих действий, зависящих от ситуационного контекста. Модель имеет две основные оси: просоциальная - асоциальная, активная - пассивная и одну дополнительную ось: прямая - непрямая. Сформировано девять моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия; вступление в социальный контакт; поиск социальной поддержки; осторожные действия; импульсивные действия; избегание; манипулятивные (непрямые) действия; асоциальные действия; агрессивные действия. Конструктивная стратегия - «здоровое» преодоление (копинг) является и активным и просоциальным. Итак, копинг-стратегии – это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним [2]. Цель исследования: изучить взаимосвязь применяемых педагогами копинг-стратегий и уровня их эмоционального выгорания. Гипотеза исследования: при преобладании у педагогов активных просоциальных копинг-стратегий уровень эмоционального выгорания будет более низким, чем у их коллег с другими копинг-стратегиями. В исследовании приняли участие 123 педагога в возрасте от 21 до 67 лет (средний стаж = 22.6, SD=8.9). Психодиагностический инструментарий: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» по С. Хобфоллу в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. На рисунке 1 представлены средние значения показателей копинг-стратегий преодоления стрессовых ситуаций по С. Хобфоллу в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.
Рис. 1. Средние значения показателей копинг-стратегий преодоления стрессовых ситуаций по С. Хобфоллу в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой Примечание: 1 – ассертивные действия; 2 – вступление в социальный контакт; 3 – поиск социальной поддержки; 4 – осторожные действия; 5 – импульсивные действия; 6 – избегание; 7 – манипулятивные действия; 8 – асоциальные действия; 9 – агрессивные действия Наиболее выраженными копинг-стратегиями являются «Вступление в социальный контакт» (М=24, SD=4,5), «Поиск социальной поддержки» (М=21, SD=3,2), «Ассертивные действия» (М=18, SD=4,1), «Избегание» (М=17, SD=4,2). Необходимо отметить, что первые три копинга являются просоциальными, активными, «избегание» - пассивная стратегия, при этом не провоцирующая конфликты. Асоциальные и непрямые стратегии не выражены. На рисунке 2 представлены средние значения симптомов эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.
Рис. 2. Средние значения симптомов эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко Примечание: 1 – переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 – недовольство собой; 3 –загнанность в тупик; 4 – тревога и депрессия; 5 – неадекватность выбора эмоционального реагирования; 6 – эмоциональная дезориентация; 7 – расширение сферы экономии эмоций; 8 – редукция профессиональных обязанностей; 9 – эмоциональный дефицит; 10 – эмоциональное отчуждение; 11 – личное отчуждение; 12 – психосоматические нарушения 9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». При анализе сформированности фаз (стадий) эмоционального выгорания необходимо отметить распределение респондентов: у 37% (45 человека) ни одна из фаз не является сложившейся, также не обнаружены связи со стажем работы и возрастом (таблицы сопряжения, ХИ-Квадрат, р>5%); 63% респондентов распределились между фазами в среднем и высоком диапазоне. Сформированность на высоком уровне в фазе напряжения выражена у 10% педагогов, в фазе резистенции у 3%, в фазе истощения у 0 (их 78 человек). Результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровни сформированности фаз (стадий) эмоционального выгорания (В. В. Бойко «Эмоциональное выгорание») Обобщая данные рисунков 2 и 3, констатируем, что в фазе напряжения сложившимся симптомом является недовольство собой, складывающимися - переживание психотравмирующих ситуаций, загнанность в тупик, тревога. Фаза напряжения сформирована у 10 % выборки, средние показатели фазы у 43% выборки, в остальных случаях эта фаза не сформирована. В фазе резистенции наиболее выраженный симптом «Расширение сферы экономии эмоций» (эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации), при этом сохраняется контроль проявления настроения на профессиональные отношения. В фазе истощения самым ярким симптомом является психосоматическое нарушение: расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением, при это сохраняется эмпатия и эмоциональная чувствительность. Для анализа выборки по преобладанию активных просоциальных копинг-стратегий проведена процедура кластеризации. Основаниями для деления послужили выделенные в методике Хофболла копинг-стратегии. При помощи кластерного анализа (кластеризация К-средними) педагоги были разделены по представленности копинг-стратегий на два кластера: активные просоциальными (N=71) и пассивные асоциальные (N=52) относительно выборки. Кластеры отображены на рисунке 4.
Рис. 4. Кластеры предпочитаемых копинг-стратегий Педагоги с активными просоциальными копинг-стратегиями обладают значимо более высоким уровнем ассертивных действий (U=4092, p≤0.001), умением вступать в социальный контакт (U=4780, p≤0.05), выше поиск социальной поддержки (U=0.400, p≤0.001). Педагоги кластера 2 обладают значимо более высоким уровнем избегания (U=3724, p≤0.001) и агрессии (U=4123, p≤0.05). По уровню представленности осторожных действий, импульсивности, манипулятивных действий и асоциальных действий различий между выделенными кластерами не обнаружено (U=4886, p>0,05). Заключительный этап исследования: сравнение выделенных кластеров по симптомам эмоционального выгорания. Значимые различия между кластерами получены при помощи U-критерия Манна-Уитни по 4 симптомам (U, p≤0.05).Сравнение кластеров по преобладанию симптомов эмоционального выгорания представлено в таблице 1. Таблица 1 Проявление симптомов эмоционального выгорания в разных кластерах
Таким образом, исследование показало, что при преобладании у педагогов активных просоциальных копинг-стратегий уровень эмоционального выгорания будет более низким, чем у их коллег с другими копинг-стратегиями. Такие показатели как недовольство собой, эмоциональная дезориентация, эмоциональное отчуждение и психосоматические нарушения выражены в значимо меньшей степени именно в кластере «Активный просоциальный копинг», по остальным показателям значимых различий не обнаружено. Анализ первичных статистик показал, что симптоматика эмоционального выгорания является сложившейся только по параметру «Недовольство собой».
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2025, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |